Гагарина улица

Улица Гагарина

Улица Гагарина После 12 апреля 1961 года во многих городах Советского Союза улицы стали носить имя первого космонавта планеты Земля. На карте подмосковного Калининграда (современного города Королёва) тоже появилась улица Гагарина. Однако здесь новое название выражало не только всеобщую радость от свершившегося события, но и прямую к нему причастность: выдающиеся конструкторы, рядовые инженеры и рабочие наших космических предприятий непосредственно готовили первый полёт человека в космос, и их радость была радостью успешно выполненного коллективного труда.

История одной из известнейших улиц западной части г. Королёва — улицы Гагарина — казалось бы, хорошо исследована и зафиксирована в городском краеведении. В то же время некоторые её страницы остаются до сих пор полустёртыми или вовсе белыми. К очередному юбилею полёта человека, чьё имя носит городская улица, уместно всю историю перелистать и, по возможности, дополнить.

                                        Яковлевский проспект и Коммунистическая
Первые здания будущей улицы появились фактически в лесном массиве. Это были дачи, выстроенные вдоль просеки, которая на плане дачных посёлков Сапожниково и Ново-Перловка именовалась Яковлевским проспектом.
В 1916 году, после того как земли дачных посёлков выкупили британские подданные для строительства завода казённых самоходов «Бекос», на Яковлевском проспекте были построены кирпичные здания, два из которых сохранились по сей день — это жилое здание, ныне используемое как административное (современный адрес — Гагарина, 5) и так называемый Первый магазин (Гагарина, 2). «Бекос» намеревался не только развернуть производство, но и обеспечить его инфраструктурой. Революция 1917 года и последующая национализация не дали этим планам реализоваться. В 1918-м производственная площадка «Бекоса» была занята эвакуированным из Петрограда орудийным заводом, впоследствии ставшим заводом №8 им. М.И. Калинина. Дачи на Яковлевском проспекте заселили рабочие этого предприятия.
В здании, которое сейчас имеет адрес: ул. Гагарина, д. 5, разместился Совет посёлков Подлипки и Леонидовка, который 6 декабря 1922 года принял решение о переименовании Яковлевского проспекта в улицу Коммунистическую. Расхожее название, отвечающее духу времени, как будто стирало из памяти людей дачное прошлое Подлипок. Но сами дачи, превращённые, по сути, в жилые дома, сохранялись на этой улице вплоть до начала 1950-х.

                                                                Улица Молотова
Как долго просуществовала Коммунистическая улица, сейчас сказать трудно. В те годы смена названий происходила быстро: в 1938-м канули в Лету не только дачные посёлки Сапожниково и Ново-Перловка, а также сменивший их дачный посёлок Подлипки, но и образованный на их месте рабочий посёлок Калининский. Артиллерийский завод №8 стал градообразующим предприятием, дав жизнь городу Калининграду Московской области. К этому времени улицу, теперь городскую, знали уже под другим названием — Молотова. Новое наименование возвеличивало заслуги здравствующего на тот момент государственного и политического деятеля В.М. Молотова. Случай по тем временам распространённый.
В 1940-е годы на улице Молотова, кроме бывших дач, размещались деревянные дома и бараки для рабочих завода №8, два кирпичных жилых здания 1939–1941 годов и пять домов МОГЭСа (Московского объединения государственных электрических сетей). Последние были жилой инфраструктурой, созданной здесь благодаря тому, что в 1927 году в Подлипках открылся первый самостоятельный филиал под названием «Мытищинский район управления сетями МОГЭС». Так история улицы оказалась тесно связанной с историей энергетики Московской области. До сих пор на Гагарина, 4, находится один из филиалов «Северных электрических сетей», датой основания которого считается 1927 год.
Улица Молотова долго была не благоустроенной: на неё выгружался шлак, отсутствовали подъездные пути к жилым зданиям, из-за чего постоянно возникали трудности в работе пожарной охраны и других городских служб.
Наиболее выразительными по архитектуре оставались дореволюционные постройки «Бекоса» и довоенные кирпичные дома (современный адрес — Гагарина, 15/9 и 17). Дом 17 был построен в 1941 году для сотрудников авиационного завода №289, руководимого П.О. Сухим. На том историческом этапе подмосковный Калининград мог стать авиационным городом, но помешала начавшаяся Великая Отечественная война и последовавшая эвакуация всех оборонных предприятий района на восток.
Великая Отечественная война стала в истории улицы особой вехой. Городские котельные остались в 1941-м практически без топлива, тепло в дома поступать перестало. Люди спасались «буржуйками», которые топили, чем придётся — включая штакетник, выломанный из ограждений. Чтобы обеспечить город теплом, решено было строить узкоколейную железную дорогу до Торфопредприятия. Часть трассы должна была проходить по улице Молотова. По воспоминаниям старожилов, «дорога жизни», как назвали её горожане, была проложена в рекордный срок — за 3 месяца. Однако архивные документы говорят, что строительство велось не так скоро. Оно началось, по-видимому, в конце 1941-го — начале 1942-го, но суровая зима не позволила проложить трассу в короткие сроки. Работы возобновились весной-летом (начальник — член штаба МПВО К.Н. Розанов) и велись в две очереди. Первая очередь узкоколейки была завершена в сентябре 1942-го, соединив Торфопредприятие с улицей Пионерской. Вторую очередь трассы проложили по улице Молотова от Пионерской до центрального склада завода №88 в течение осени 1942-го. С завершением 1-й очереди был обеспечен подвоз торфа к заводской котельной и восстановлено теплоснабжение цехов преемника эвакуированного на Урал завода №8. Только с окончанием 2-й очереди появилась возможность подключить к системе центрального отопления жилые здания. Узкоколейку, ведущую к Торфопредприятию, демонтировали в 1960-е, когда рядом вырос новый жилой массив.
В истории улицы эта железная дорога стала второй. Первая, построенная ещё в мирное время, была детской. Она соединяла клуб пионеров на улице Молотова с заводским клубом (сейчас улица Терешковой, 3). Пассажирами и машинистами были дети, и об этой дороге в 1930-е писали центральные газеты «Комсомольская правда», «Известия», «Пионерская правда» и другие. Когда её разобрали, не известно. Но факт остаётся фактом: современная улица Гагарина — это улица двух железных дорог.
К числу полустёртых, практически белых, страниц истории относится существование на улице Молотова спецлагеря для содержания советских военнослужащих, освобождённых из немецко-фашистского плена. Лагерь был открыт поблизости от завода №88. Заключённые, прошедшие проверку СМЕРШ, работали в заводских цехах. В конце войны лагерь ликвидировали. Подробный рассказ о нём требует отдельного разговора.

                                                    Коммунальная и Гагарина
21 мая 1958 года улица очередной раз сменила своё название, став Коммунальной. В это время на ней велось активное строительство. Типовые пятиэтажные дома вырастали один за другим в жилом микрорайоне «Калининградские Черёмушки», спроектированном архитектором Л.П. Гулецкой. Коммунальная улица представляла собой его северную границу. В 1958 году здесь была открыта школа №8, построенная по инициативе С.П. Королёва. В 1959-м рядом с ней было введено в эксплуатацию сразу несколько пятиэтажек. Напротив хорошел городской парк, высаженный взамен старого, вырубленного жителями на дрова в военные годы.
Новосёлами, счастливыми обладателями отдельных, хоть и небольших, квартир были сотрудники космических предприятий. На улице продолжалась масштабная стройка. Никто не догадывался, что только что полученный адрес вскоре изменится, и случится это после события, которое перевернёт мир.
Переименование одной из улиц в результате успешного полёта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года было, можно сказать, исторической закономерностью в городе, который технически обеспечивал этот полёт. Вопрос заключался только в том, какую именно улицу будут переименовывать.
20 апреля 1961 года на сессии совета депутатов Калининградского горисполкома некий неизвестный гражданин (именно так, имя его не указано) подал прошение о переименовании Коммунальной в улицу Гагарина. Всё говорит о том, что предложение было вынесено спонтанно. До этого дня вопросы о переименованиях улиц рассматривались не на сессиях совета, а на заседаниях исполкома. 20 апреля 1961 года стало исключением из правил. Не было по всей форме, как обычно, напечатанного пункта протокола: «Слушали… Выступили… Решили…». Документ о превращении Коммунальной улицы в улицу Гагарина — возможно, самый сумбурный документ в истории города. Пренебрежение правилами по такому исключительному случаю никому не казалось зазорным. Полёт Гагарина оправдывал всё.
Из-за отсутствия чётко выраженного решения о переименовании дата «20 апреля 1961 года» не может быть однозначно взята как рубеж старого и нового названий улицы. С уверенностью можно лишь утверждать, что переименование состоялось в 1961-м.
Почему переименовали именно Коммунальную? Версий может быть много. Но, наверное, определённую роль сыграло то, что улица в то время воспринималась как новая из-за строительства «Калининградских Черёмушек». Причём четыре дома на улице Гагарина — №30, 32, 34а и 36а — были введены в эксплуатацию как раз в 1961 году. Они оказались ровесниками первого полёта человека в космос.
А Коммунальная исчезла с карты ненадолго. Этому названию суждено было стать одним из «блуждающих» топонимов города — наряду с Коммунистической, проездом Циолковского, улицей Сакко и Ванцетти и тому подобными, пропадающими в одном месте и возникающими в другом.

Мария МИРОНОВА. КАЛИНИНГРАДКА ГАЗЕТА КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА ГОРОДА КОРОЛЁВА. №39 (18503)12 апреля2016

Comments